С начала года порты и компании борются с кризисом глобальной цепочки поставок. Как только казалось, что кризис начал стабилизироваться, отрасль может столкнуться с еще одним ударом: новым вариантом omicron Covid.
Omicron – это «еще один тест на устойчивость» для уже подвергшихся нагрузке цепочек поставок, – сказал Пер Хонг, старший партнер консалтинговой фирмы Kearney.
«Цепочки поставок остаются уязвимыми для сбоев, связанных с пандемией, а вариант Omicron подчеркивает, что кризис еще не закончился», – сказал Сиан Феннер, ведущий экономист Oxford Economics по Азии.
Впервые мир узнал о новом варианте омикрона в конце прошлой недели после того, как южноафриканский ученый сообщил о появлении этого штамма. Всемирная организация здравоохранения сразу же назвала это «вариантом беспокойства», добавив, что он может распространиться дальше и потенциально может стать «очень высоким» глобальным риском.
С тех пор штамм был обнаружен среди заболевших в Великобритании, Франции, Израиле, Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии, Австралии, Канаде и Гонконге.
Хотя не было зарегистрировано случаев омикрона в материковом Китае, Хонг сказал, что внимательно следит за реакцией китайского правительства в связи с появлением таких случаев в Гонконге.
«Ожидается, что Китай удвоит свою политику «нулевого COVID», которая в прошлом включала массовые блокировки целых городов, принудительные карантины, а также строгие проверки в портах, в том числе мониторинг судов и грузов, чтобы предотвратить появление случаев заражения», – написал он.
Другие аналитики также предупредили, что Китай может усилить меры по нулевому Covid с появлением омикрона.
Как отметил Хонг, сбои, вызванные пандемией Covid, уже на раннем этапе показали, что меры по изоляции в одной стране имеют «значительные последствия как вверх, так и вниз по течению в других областях».
«Если это произойдет, не только будут ограничены поставки, но мы обязательно увидим еще большую нехватку ключевых производственных компонентов и увеличим объем заказов на основные электронные, автомобильные и потребительские товары в зависимости от затронутых регионов», – сказал он.
Некоторые из самых загруженных портов мира находятся в Китае. По данным Всемирного совета судоходства, из 10 самых загруженных портов семь находятся в Китае. Шанхай занимает первое место, Нинбо-Чжоушань – третье, Шэньчжэнь – четвертое, а Гонконг – восьмой по загруженности порт в прошлом году.
Безусловно, ВОЗ заявила, что остается неясным, вызывает ли вариант омикрон более тяжелое заболевание, чем другие штаммы, такие как дельта.
«Много неизвестно, но Omicron, безусловно, готовится стать еще одним испытанием устойчивости для глобальных цепочек поставок, которые уже находились в стрессовом состоянии и находились в процессе длительного процесса восстановления», – сказал Хонг.