Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта на сегодняшний день заработала более 7 миллиардов долларов на своих инвестициях в BYD, что составляет примерно 3000% прибыли.
Конгломерат известного инвестора потратил 232 миллиона долларов на покупку 225 миллионов акций китайской компании по производству электромобилей в 2008 году, заплатив около 1 доллара за акцию.
Акции BYD, котирующиеся на Гонконгской бирже, с тех пор взлетели в 30 раз и составили 33 доллара, что в пять раз увеличилось в цене только за последний год. В результате его рыночная капитализация выросла с менее чем 3 миллиардов долларов до более чем 95 миллиардов долларов.
Вице-председатель Berkshire Чарли Мангер первым привлек внимание Баффетта к BYD и ее основателю Вану Чуаньфу.
Однажды Чарли позвонил мне и сказал: «Мы должны купить BYD, этот парень, который управляет им, лучше, чем Томас Эдисон», – сказал Баффетт CNBC в 2018 году.
Мангер сделал то же сравнение в статье журнала Fortune в 2009 году.
«Этот парень – комбинация Томаса Эдисона и Джека Уэлча – что-то вроде Эдисона в решении технических проблем и что-то вроде Уэлча в том, что он делает то, что ему нужно», – сказал он. “Я никогда не видел ничего подобного”.
Довольно впечатленные, Баффетт и его команда начали переговоры с BYD и первоначально предложили купить 25% компании. Вану нужна была поддержка американского миллиардера, так как он знал, что это поднимет общественный авторитет автопроизводителя и поможет ему проникнуть на рынок США. Однако он отказал Баффетту, потому что не хотел расставаться с более чем 10% акций BYD.
«Это был человек, который не хотел продавать свою компанию», – сказал Баффет Fortune. «Это был хороший знак».
В конечном итоге Berkshire согласилась на приобретение 9,9% акций дочерней компанией MidAmerican Energy. На долю холдинга приходилось около 25% акций BYD, котирующихся на Гонконгской бирже, и 8,25% от общего числа находящихся в обращении акций.
«BYD – это не какая-то венчурная компания на ранней стадии», – сказал он. Мангер отметил, что Ван уже начал свой бизнес с нуля и стал ведущим мировым производителем литиевых аккумуляторных батарей и компонентов для мобильных телефонов.
По словам Мангера, Ван был «недоволен тем, что он сотворил пару чудес», поэтому предприниматель обратил внимание на автомобильную промышленность. BYD, несмотря на ограниченный капитал и столкнувшись с жесткой конкуренцией, быстро стал самой продаваемой моделью автомобиля в Китае.